- схема-характеристика повторительно-обобщающего урока
- I. Научные основы методики проведения данного типа урока:1) предмет и задачи: систематизация лингвистических знаний;2) методологические основы: ориентация на язык как на целостную систему, как на средство выражения и существования мышления в таких разных его формах, как: сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация;3) лингвистические основы:а) представление о языке как о средстве общения, как об определенной системе разных языковых уровней;б) сопоставление систем русского и родного языка;4) психологические основы: использование теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; теории речевой деятельности;5) дидактические принципы:а) принцип развивающего обучения;б) принцип единства обучения и воспитания;в) принцип связи теории с практикой;г) принцип научности, систематичности, последовательности;д) принцип сознательности;е) принцип активности;ж) принцип наглядности;з) принцип процессуальности.II. Цели, задачи и содержание урока обобщения знаний:1) цели:а) познавательная;б) воспитательная;2) задачи: обобщить лингвистические знания на уровне системы; сформировать навыки абстрагирования, обобщения и т.п.;3) содержание: рассмотрение лингвистической системы как совокупности частных лингвистических явлений, изученных раньше.III. Методы, приемы и средства обучения:1) методы:а) сознательно-практический;б) учет особенностей родного языка;2) общедидактические приемы:а) сравнение;сопоставление;б) анализ и синтез;в) обобщение и дифференциация;г) абстрагирование и конкретизация;3) средства обучения:а) систематизирующие таблицы;б) опорные конспекты;в) перфокарты;г) сигнальные карточки;д) компьютерные технологии.IV. Компоненты повторительно-обобщающего урока:1) проверка дифференцированных домашних заданий;2) углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широких обобщений;3) выполнение учащимися дифференцированных практических заданий с постепенным наращиванием трудностей;4) контроль за усвоением знаний, формированием умений и навыков, предполагающий высокий уровень самостоятельной работы учащихся;обучение самоконтролю на материале систематизирующих таблиц;5) компьютерное тестирование.
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.