схема-характеристика повторительно-обобщающего урока


схема-характеристика повторительно-обобщающего урока
I. Научные основы методики проведения данного типа урока:
1) предмет и задачи: систематизация лингвистических знаний;
2) методологические основы: ориентация на язык как на целостную систему, как на средство выражения и существования мышления в таких разных его формах, как: сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация;
3) лингвистические основы:
а) представление о языке как о средстве общения, как об определенной системе разных языковых уровней;
б) сопоставление систем русского и родного языка;
4) психологические основы: использование теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; теории речевой деятельности;
5) дидактические принципы:
а) принцип развивающего обучения;
б) принцип единства обучения и воспитания;
в) принцип связи теории с практикой;
г) принцип научности, систематичности, последовательности;
д) принцип сознательности;
е) принцип активности;
ж) принцип наглядности;
з) принцип процессуальности.
II. Цели, задачи и содержание урока обобщения знаний:
1) цели:
а) познавательная;
б) воспитательная;
2) задачи: обобщить лингвистические знания на уровне системы; сформировать навыки абстрагирования, обобщения и т.п.;
3) содержание: рассмотрение лингвистической системы как совокупности частных лингвистических явлений, изученных раньше.
III. Методы, приемы и средства обучения:
1) методы:
а) сознательно-практический;
б) учет особенностей родного языка;
2) общедидактические приемы:
а) сравнение;
сопоставление;
б) анализ и синтез;
в) обобщение и дифференциация;
г) абстрагирование и конкретизация;
3) средства обучения:
а) систематизирующие таблицы;
б) опорные конспекты;
в) перфокарты;
г) сигнальные карточки;
д) компьютерные технологии.
IV. Компоненты повторительно-обобщающего урока:
1) проверка дифференцированных домашних заданий;
2) углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широких обобщений;
3) выполнение учащимися дифференцированных практических заданий с постепенным наращиванием трудностей;
4) контроль за усвоением знаний, формированием умений и навыков, предполагающий высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
обучение самоконтролю на материале систематизирующих таблиц;
5) компьютерное тестирование.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". . 2010.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.